Руководитель Департамента города Москвы прокомментировал расширение перечня требований к Положению о закупках подведомственных организаций и учреждений Правительства Москвы.
«Количество закупок, заточенных под определенного участника, в рамках 223-ФЗ, растет, отмечают наши коллеги из антимонопольного ведомства. Поэтому создание единых правил работы на рынке должно стать действенной антикризисной мерой, которая позволит более тщательно контролировать расходы подведомственных организаций», - отметил Геннадий Дёгтев.
По данным департамента объем закупок организаций с государственным участием, осуществляемых в соответствии с федеральным законом № 223-ФЗ, составляет сегодня 700 млрд. рублей.
В Москве ведут деятельность более 1200 организаций, в которых имеется доля участия города Москвы. В их числе: ГУПы, автономные и бюджетные учреждения, казенные предприятия, акционерные общества. Специально созданной рабочей группой при Общественном совете города Москвы по развитию конкуренции, проведен анализ закупок, осуществляемых этими учреждениями. Анализ показал наличие необоснованных и излишних требований к участникам закупок. Например, формирование начальных цен не всегда корректно и прозрачно, есть случаи, когда не предусматривается участие в процедурах субъектов малого и среднего бизнеса.
Согласно новому нормативному правовому акту Правительства Москвы анализ эффективности закупочного процесса государственных унитарных предприятий города Москвы и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает 50 процентов, государственных автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении органов исполнительной власти столицы, будет осуществлять Главное контрольное управление города Москвы с привлечением при необходимости иных органов исполнительной власти города Москвы.
«Вводится независимая экспертиза начальных максимальных цен по закупкам, а также дополнительный ведомственный и межведомственный контроль. Кстати, если говорить о нем, точнее, об эффектах его применения, то они уже есть. Межведомственный контроль за закупками организаций с государственным участием только за четыре месяца позволил снизить начальные максимальные цены закупок на 500 млн. рублей», - сообщил Геннадий Дёгтев.
В числе нововведений в системе закупок – применение единых типовых документов и перевод всех закупок автономных и бюджетных учреждений в электронный вид. Это расширит доступ потенциальных участников к рынку закупок Москвы и будет способствовать минимизации возможностей для совершения каких-либо злоупотреблений.
Подведомственные организации должны осуществлять публикацию закупок через Единую автоматизированную информационную система торгов (ЕАИСТ). Посредством ЕАИСТ будет происходить автоматическая передача данных на Общероссийский официальный сайт (www.zakupki.gov.ru) и электронные площадки. Это обеспечит контроль за публикацией всех необходимых данных о закупке на официальных сайтах.
Также вводится единый порядок формирования начальных максимальных цен. В частности, для закупок с ценой более 50 млн. рублей вводится независимая экспертиза начальных максимальных цен. По закупкам до 100 млн. рублей вводится дополнительный ведомственный контроль, а, свыше 100 млн. рублей – межведомственный контроль (МРГ).
По мнению представителей бизнеса, возможность работать в системе закупок в электронном виде является несомненным удобством. Кроме того, поставщики могут наблюдать тендеры и сами принимать в них участие. Участие в системе закупок становится более общедоступным, организованным и адаптированным к реалиям рынка.
В целях поддержки субъектов малого предпринимательства установлена для них квота в размере 5 % от общего объема закупок заказчика.
Закупки НИОКРов, которые не имеют отношения к производственной деятельности Заказчиков, будут проводиться только по согласованию МРГ (межведомственная рабочая группа).