RSS

О некоторых проблемах в сфере закупок и торгов города Москвы поделился мнением Мансур Юсупов

15:29 17.10.2016
yusupov-m.r..jpg

 Мансур Юсупов, являющийся Председателем Московского антикоррупционного комитета при Московской ТПП, председателем Правления Межрегиональной общественной организации «Национальный Комитет Общественного Контроля», профессором «Международного юридического института, поделился свои мнением о некоторых проблемах в сфере закупок и торгов города Москвы.

«Контрактная система, как и любое системное образование, может быть сравнена со сложным, уникальным, многосоставным механизмом, запуск которого требует «притирки», подгонки всех его элементов. Так, в США внедрение такого рода системы закупок заняло не один десяток лет и сопровождалось многочисленными проблемами, коррупционными скандалами. Мы, по сути, в начале пути и в этих условиях большое значение имеет Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд," - отмечает М.Юсупов.

В части совершенствования контрактной системы, 44-ФЗ является значимой новацией, направленной на минимизацию коррупционной составляющей в системе госзакупок.

В последнее время все больше внимания уделяется поддержке малого и среднего бизнесе, а также привлечению их к участию в государственных закупках.

Законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусматривают многочисленные льготы для субъектов малого предпринимательства. Однако на практике реализовать их бывает весьма затруднительно.

По мнению Мансура Юсупова, проблема связана, в первую очередь, с необходимостью обеспечения заявки.

«Размер обеспечения составляет пять процентов от объявленной цены контракта, так называемой, начальной максимальной цены (НМЦК). Если цена контракта составляет 10 млн. руб., то потенциальный поставщик должен предоставить в обеспечение 500 тыс. руб. Это вполне приемлемо для субъекта малого бизнеса. Ну а если цена объявлен в 100 млн. руб., то обеспечение заявки составит уже 5 млн. руб. Вывести из оборота такую сумму не всегда просто. Таким образом, на самые «вкусные» госконтракты, в которых сумма обеспечения заявки исчисляется десятками миллионов, могут претендовать только крупные компании. При этом следует учитывать, что требование закона предписывает объединение, укрупнение контрактов. Это вполне логично - на крупном контракте государство может сэкономить больше бюджетных средств. Потому проблема не может быть решена просто и однозначно – надо искать оптимальный выход, паритет интересов. Как все непросто», подчеркивает он.

Ограничением для участия малого и среднего бизнеса является также отсутствие должного юридического и экономического сопровождения, которое может позволить себе только крупная компания, имеющая в штате квалифицированных юрисконсультов, экономистов и аудиторов.

В настоящее время для специалистов контрактной системы организуются различные обучающие мероприятия. В переподготовке государственных служащих, сотрудников госучреждений города Москвы, ответственных за размещение госсаказов, активно участвуют специалисты МАКа. Это делается весьма успешно, и системно налажено в Московском городском университете управления правительства Москвы.

Семинары про госзакупкам в большом количестве проводятся также на базе Департамента города Москвы по конкурентной политике Государственным бюджетным учреждением «Сервисный центр 44» города Москвы.

С будущими и действующими специалистами проводят занятия первые лица Департамента, практические работники и специалисты в области размещения госзаказа.

«Думается, надо готовить не только «контрактеров» со стороны государственных структур, но и обеспечивать полной и достоверной информацией о порядке проведения конкурсных процедур, что называется «из первых рук», и вторую сторону закупочных отношений», отмечает М.Юсупов.

При доработке существующего документооброта и порядка взаимоотношения сторон приходится учитывать ограничения для недобросовествных исполнителей и фирм-рейдеров, действующих в сфере госзакупок.

С этой целью детализируются требования в технических заданиях, добавляются обязательства по внесению залогов и т.д. Это усложняет работу по исполнению контрактов поставщиками.

Сложность, либо неурегулированность административных процедур является корруциогенным фактором.

Мансур Юсупов считает это одним из самых проблемных вопросов, решить который можно только постоянно обобщая опыт реализации законодательства. Для этого необходима система получения налаженной информации как из госорганов, так и от участников конкурсов (аукционов).  Каким образом осуществлять этот мониторинг? Это уже вопрос отдельного разговора. 

«Было бы целесообразно распространить порядок, предусмотренный Федеральным законом № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», на правовые акты (документы) в государственных закупках. Здесь видится мощный потенциал противодействия коррупции в системе госзакупок, – полагает он. - Для обеспечения прозрачности, эффективности и предупреждения коррупционно составляющих факторов считаю необходимым участие в тендерных комиссиях независимых наблюдателей от общественных организаций. В частности, использовать экспертов, образованной в России на базе Московского антикоррупционного комитета в августе 2013 года межрегиональной общественной организации «Национальный Комитет Общественного Контроля».



Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати